Общественно-профессиональное обсуждение научно-обоснованной модели инновационныхной образовательной программы

10.02.2016, 15:50

Научно-обоснованная модель инновационной образовательной программы по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся

Дата и время проведения: 17 ноября с 15 до 17 часов по мск. времени

Участники: доктора и кандидаты гуманитарных и/или естественных наук, представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, руководители автошкол.

Место проведения

  • для оффлайн участия: г.Псков, улица Кузнецкая, д.13, ГБОУ ДПО ПОИПКРО, конференц-зал
  • для онлайн участия: сервер видеоконференций Openmeeting http://85.142.12.13:5080/openmeetings/ комната «Круглый стол по БДД»

Регламент проведения мероприятия

ВремяЭтапВедущий

15.00-15.10

Открытие общественно-профессионального обсуждения, представление участников

Петрова О.Г.

15.10-15.20

Результаты аналитического исследования особенностей формирования инновационных образовательных программ с использованием компьютерных технологий по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся

Петрова О.Г.

15.20-15.40

Анализ концепции инновационной образовательной программы с использованием информационных технологий по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся

Урсова О.В.,
Малахова Н.И.

15.40-16.00

Представление научно-обоснованной модели инновационной образовательной программы обучения безопасному поведению детей на улицах и дорогах, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся

Алексеева Н.А.

16.00-16.40

Обмен мнениями между участниками круглого стола

Участники Круглого стола

16.40-16.50

Заключительное слово представителя Управления ГИБДД УМВД России

Шестаков Ю.С.

16.50-17.00

Подведение итогов круглого стола

Пономарев П.В.,
Николаев А.Н.,
Петрова О.Г.

На Круглом столе приняли участие доктора и кандидаты наук гуманитарного и естественно-научного знания. Представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, руководители автошколы, в том числе один с ученой степенью кандидата педагогических наук. Также в Круглом столе приняли участие начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, руководители органа управления образования региона.

Модератор круглого стола — Урсова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО ПОИПКРО. Модератор имеет опыт реализации более двух проектов по безопасности дорожного движения.

Список экспертов — участников Круглого стола:

  1. Пономарев Павел Викторович, кандидат педагогических наук, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации
  2. Конюшенко Светлана Михайловна доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий
    Высшей школы педагогики Балтийского федерального университета им. И.Канта
  3. Лебедева Маргарита Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой математики и информационных технологий ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
  4. Сергеев Алексей Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики и информатизации образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
  5. Николаев Алексей Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной медицины, клинической психологии и дефектологии факультета естественных наук, медицинского и психологического образования ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»
  6. Седунов Александр Всеволодович, доктор педагогических наук, начальник Государственного управления образования Псковской области.
  7. Шилова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зам. директора по научной работе филиала ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге.
  8. Долинер Леонид Исаевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой ИТ ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»
  9. Алексеева Надежда Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, методист по психологии Центр специального образования, практической психологии и охраны здоровья ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»
  10. Барышников Геннадий Петрович, заместитель начальника Государственного управления образования Псковской области.
  11. Березецкий Сергей Александрович, генеральный директор ООО «Центр развития науки», г. Москва
  12. Брегеда Максим Викторович — к.э.н., заместитель финансового директора по аналитике «ИМ-Логистикс», г. Москва
  13. Власенко Виктория Аркадьевна, кандидат педагогических наук, начальник информационно-компьютерного отдела Департамента образования администрации Владимирской области.
  14. Вылегжанина Инна Витальевна, кандидат педагогических наук, начальник отдела дистанционного образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», директор учебного центра для детей «Позн@ние»
  15. Драгунов Алексей Владиславович, директор ГБУ ПО «Региональный центр информационных технологий», г. Псков
  16. Ефимов Анатолий Алексеевич, полковник полиции, начальник Управления ГИБДД УМВД России по Псковской области
  17. Малахова Наталья Ивановна, консультант отдела региональной политики по вопросам обеспечения безопасности детей Государственного управления образования Псковской области
  18. Петрова Оксана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, зав. центра инновационных образовательных технологий ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»
  19. Петрова Светлана Михайловна, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»
  20. Сальников Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, Генеральный директор автошколы «ТУР», г. Санкт-Петербург
  21. Сафоненков Борис Яковлевич, руководитель автошколы «Учебный центр Псков»
  22. Скачкова Наталья Ивановна, инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД УМВД России по Псковской области
  23. Урсова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой начального и дошкольного образования ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»
  24. Шаваринский Богдан Миронович, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья, кандидат педагогических наук, доцент
  25. Швец Мария Игоревна, заместитель директора ГБУ ПО «Региональный центр информационных технологий», г. Псков
  26. Юдина Инна Анатольевна, кандидат педагогических наук, проректор по информационно-методической работе ГОАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования».
  27. Также в работе Круглого стола приняли участники представители различных образовательных организаций (более 150 участников).

Обобщенное мнение участников круглого стола

В целом все участники отметили высокий уровень качества представленных материалов, актуальность и важность темы исследования. Отметили, что предъявленная цель включает в себя ожидаемое долгосрочное изменение (будут созданы условия для развития транспортной культуры и будет сформированы социальной компетентности в вопросах безопасности в дорожно-транспортной ситуации) и целевую группу (школьники). В задачах представлены действия для достижения цели: обучение; обучение в специально созданной ИКТ-среде; обучение во взаимодействии с профессионалами в области дорожно-транспортной ситуации.

По мнению экспертов, очень важно, что в основе модели лежит средовый подход. Инновационность программы обусловлена созданием информационно-коммуникационной предметной среды, организацией сетевого взаимодействия со всеми участниками дорожно-транспортных отношений, использованием в процессе обучения мобильных устройств.

Была высказана потребность в разработке единой примерной образовательной программы с едиными требованиями на основе разработанной модели. Это позволит четко распределить время и тематику занятий в урочных и внеурочных формах обучения, в системе дополнительного образования, системе мероприятий.

Предложено пересмотреть в примерных образовательных программах содержание курсов Окружающего мира, Основ безопасности жизнедеятельности, Технологии, Обществознания.

Участники согласились, что информационные технологии позволяют расширить арсенал средств обучения, доступность. Особое внимание следует уделить приложениям для мобильных устройств, так как это отвечает современному стилю обучения и взаимодействия школьников, позволяет сделать семью активным участников образовательного процесса. Обучение в предложенной ИКПС можно рассматривать как уникальную модель, способствующую всеобщему обучению безопасному поведению детей и подростков на улицах и дорогах, с учетом психологических и возрастных особенностей.

Наиболее серьезным и законченным исследованием являются механизмы обучения, применяемые в проектируемой электронной обучающей программе, описание игровых модулей программы. Изучение различных ситуаций на дороге будет весьма эффективным с использованием приложений для мобильных устройств. Предлагаемые приложения позволят проанализировать начальные условия, возможный вариант развития ситуации, поиск единственно верного решения. Что, возможно, в реальной ситуации поможет избежать беды.

Необходимо продумать риски, которые могут повлиять на достижение образовательных результатов.

Существенным в успешности данной программы будет поддержка на уровне исполнительной власти в регионе, это позволит разработать нормативно-правовые и экономические основания для реализации сетевой данной модели в школах.

Отличительной особенностью данной программы является направленность образовательного процесса на формирование целостного представления о процессе обеспечения безопасности дорожного движения через включение обучающихся в различные виды деятельности.

Достоинства программы:

  • Соблюдение преемственности обучения уровней общего образования от дошкольного до старшего.
  • Использование системно-деятельностного подхода к обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах, выход на учебные проекты, активная позиция обучающегося, возможность выбора роли, уровня сложности изучения.
  • Целесообразное использование информационных и коммуникационных технологий для обеспечение массового обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах, включая элементы геймификации, записи видеорегистраторов.
  • Возможность сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций ГИБДД в реализации образовательной программы.

В целом, по мнению участников, модель четкая, логичная, обоснованная и может быть рекомендована к реализации.

Презентация

Презентация научно-обоснованной модели инновационной образовательной программы по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся

Видеоотчёт о Круглом столе


Прямая ссылка на видео: https://youtu.be/h5Z_w29MOP0